Возникновение финифти на Руси

На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом», но родоначальником этого искусства стал Ростов. Константин Фуртов, автор пособия для мастеров финифтяного производства, по вопросу появления финифти в Ростове писал: «В начале 18-го столетия Ростовцы были отдаваемы в ученье по финифтяному делу в Москву, а возвратясь и обучась там, остались в своем родном городе… стали обучать других…».

Первая ростовская мастерская миниатюристов была организована в Спасо-Яковлевском монастыре при строительстве Ростовского Кремля, для украшения храмов и Звонницы. Художники, среди которых были и лица духовного звания, и крестьяне, изготавливали эмалевые украшения для облачения церковнослужителей, церковной утвари. Чуть позже мастера стали украшать финифтью и предметы быта дворян, купцов: табакерки, медальоны, знаки отличия и др.

Это все послужило зарождению собственного ростовского стиля, который значительно отличался от иконописи того времени. По данным ремесленной управы в городе Ростове в 1849 году числилось 46 мастеров по финифтяному и художественному мастерству. В 1870-1875 годы (только по финифтяному) — 26 мастеров, 71 подмастерье, 25 учеников.

Во второй половине XIX века в Ростове имелась финифтяная мастерская (на Ярославской улице в собственном доме) и торговая лавка (в Соборной ограде) ростовского купца Алексея Семенова Яйцова. Еще одна мастерская по производству изделий из финифти и обделке их в золотые и серебряные оправы принадлежала ростовской купчихе Матрене Федоровой Завьяловой. Ежегодно количество таких мастерских только увеличивалось.

Этот период является настоящим расцветом для ростовских финифтянных мастеров: А. А. Усачева, Д. И. Свешникова, Н. П. Ключарева, К. Н. Шапошникова, М. А. Додонова.

Начиная с истоков зарождения финифтяного промысла до настоящего времени, изделия из финифти достаточно высоко ценились и часто преподносились в дар как знак особого уважения! Эти яркие иконки пользовались спросом у народа по всей стране, но наступил 1917 год и все промыслы, связанные с религией, канули в лета. Но только не ростовская финифть, производство которой не застопорилось ни на один месяц.

Ростовчане стали выпускать украшения из серебра с финифтью – эстетичные изделия всё с тем же самобытным витиеватым почерком. Женщины стали носить в расписных медальонах портреты любимых, мужчины – кольца с изображением русских городов. А на ростовские ювелирные украшения равнялись фабрики всей страны. Шкатулка с финифтью стала самым желанным подарком для дамы, а представители сильного пола любили расписные табакерки. Все умения, приобретённые мастерами за годы изготовления мирских украшений (как-никак это 70 лет), применяются и совершенствуются по сей день.

Легенды и мифы о финифти

В XVIII веке ростовским центром выпуска финифти стал Яковлевский монастырь, где изготавливали невероятной красоты иконы из расписной эмали. Молва о ростовских мастерах разлетелась быстро по всей стране и спустя время сюда стали съезжаться лучшие живописцы того времени, желавшие послужить людям и улучшить таким образом свою судьбу. В результате такое обилие праведных людей стало катализатором чудесных и неподдающихся объяснению событий в городе. Здесь исцелялись больные люди, воссоединялись семьи, появлялись долгожданные дети. В итоге не проходило ни дня, чтобы в город не прибыли очередные паломники.

Даже сама Екатерина Великая прибыла в Ростов с визитом ( это, кстати, исторический факт). Связан он был с чествованием святителя Димитрия, в чудесное влияние которого императрица искренне верила. Она даже унесла из монастыря финифтевый образок с изображением Димитрия Ростовского

Comments are closed.

Close Search Window